Подобным вопросом задается читательница портала коммунальной грамотности.
«Приобрела два года назад домик в деревне, там никто не зарегистрирован, договор на вывоз мусора не заключала. Про то, что мне начисляется плата за мусор, я не знала. Правомерно ли это? Могут ли с меня взыскать сумму за два года?» — спрашивает Ирина из Молодечно.
Как отмечают специалисты ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к основным жилищно-коммунальным услугам, договор на оказание данной услуги является публичным (Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», ст. 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г.)
Типовой договор на оказание услуг по вывозу от одноквартирных, блокированных жилых домов твердых коммунальных отходов, их обезвреживанию и переработке утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, подготовленный и представленный исполнителем, за исключением случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и неоказание соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно (статья 18).
При этом заключение договора является для потребителей жилищно-коммунальных услуг гарантией защиты своих прав в случае оказания этой услуги с недостатками либо ее неоказания.
Неоказание конкретному потребителю (или в отношении одного дома) по обращению с твердыми коммунальными отходами технически невозможно, так как организации жилищно-коммунального хозяйства оказывают данную услугу в населенном пункте на постоянной основе в соответствии с утвержденными схемами обращения с отходами. Так, организации ЖКХ на постоянной основе организуют оказание данной услуги и несут затраты с этим связанные (заработная плата рабочих, транспортные расходы и т.д.). При этом потребитель услуги имеет возможность ею пользоваться также на постоянной основе.
Порядок начисления гражданам платежей за жилищно-коммунальные услуги определен Положением о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571. До вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 233 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» порядок начисления платы по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении, в котором отсутствовали зарегистрированные по месту жительства граждане, определялся пунктом 52 Положения, в соответствии с которым плата за данную услугу начислялась исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
С принятием постановления плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщиков жилищно-коммунальных услуг, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане, вносится исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по субсидируемым тарифам для населения.
Согласно пункту 8 статьи 17 Закона Республики Беларусь 20 июля 2007 г. «Об обращении с отходами» собственники отходов потребления обязаны принять меры по их доставке в санкционированные места хранения отходов. В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами, утверждаемой местным исполнительным и распорядительным органом для конкретного населенного пункта Республики Беларусь, санкционированным местом хранения отходов потребления для граждан может быть или специально обустроенная площадка с контейнерами, или специальное транспортное средство (мусоровоз) при подомовом объезде частных домовладений.
Таким образом, граждане, имеющие в собственности жилые дома, не вправе отказаться от оказания услуги по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов по следующим основаниям:
свои отходы потребления граждане обязаны размещать в санкционированных местах временного хранения (в контейнерах на специально оборудованных площадках или в специальных транспортных средствах);
предоставить гражданам санкционированные места временного хранения отходов потребления в населенных пунктах могут только организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие деятельность по обращению с коммунальными отходами, в том числе их сбор и вывоз в санкционированные места размещения;
услуга по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов является основной жилищно-коммунальной услугой;
у исполнителя, организации жилищно-коммунального хозяйства, отсутствует техническая возможность на практике не оказывать названную услугу конкретному потребителю;
организации жилищно-коммунального хозяйства обязаны осуществлять удаление всех отходов потребления, образующихся в населенных пунктах, в том числе с целью обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, обязаны осуществлять вывоз отходов, размещенных в несанкционированных местах.
Учитывая вышеизложенное, отказ собственника жилого дома от заключения договора не освобождает его от обязанности внесения платы за данную основную жилищно-коммунальную услугу.
Сайт использует файлы cookie
С целью улучшения работы сайта используются файлы «cookies» (файлы с данными о прошлых посещениях сайта). Подробнее
© 2004-2024 Коммунальное унитарное предприятие
«Могилевский областной центр информационных систем», г. Могилев